Чужая статья:
"
Чему равны три шестых, или ЕГЭ во Франции.
Виктор Дос
Я
уже пятый год преподаю физику и математику в Парижском
университете имени Пьера и Марии Кюри, известном также под
названием Paris VI. Мой университет — далеко не худший в Париже.
Россия всегда несколько отстает от Запада, и сейчас в Париже я
могу наблюдать наше возможное недалекое будущее.
Во
Франции уже давно введен и действует Единый Государственный
Экзамен, называется он у них БАК. Мотивация введения французского
БАКа была примерно та же, что и нашего ЕГЭ: чтобы поставить всех
учеников в равные условия, свести на нет коррупцию в образовании,
унифицировать требования к выпускникам. Человек, сдавший БАК,
имеет право без вступительных экзаменов записаться в любой
университет своего профиля и учиться в нем бесплатно. А если
ученик сдал БАК с отметкой выше определенного уровня, то он имеет
право записаться на подготовительное отделение в одну из так
называемых гранд эколь (самой известной из них является Эколь
нормаль суперьер) — это что-то вроде элитных университетов. Для
поступления в гранд эколь после подготовительных курсов нужно
выдержать еще и вступительные экзамены. В процессе учебы как в
гранд эколь, так и в университете в зимнюю и в весеннюю сессии
происходит отсев: если у студента сумма баллов всех экзаменов
оказывается ниже определенного уровня, его отчисляют (или
оставляют на второй год). Отсев серьезный: в моем университете в
первую зимнюю сессию отсеивают около 40% студентов, в следующую —
еще процентов 30. Фактически это растянутые на два года
вступительные экзамены. Венчается учеба двумя или тремя годами так
называемого DEA, что примерно соответствует нашей аспирантуре.
DEA, как и у нас, должно завершаться диссертацией и ученой
степенью. Естественно, что до этого уровня добираются только
самые-самые... Ну и чтобы завершить это довольно скучное
вступление, немного о себе: доктор физматнаук, профессор,
занимаюсь теоретической физикой; в университете Paris VI
первокурсникам преподаю математику и общую физику, читаю
теоретический курс и веду семинары для аспирантов Эколь нормаль
суперьер.
Как
видите, система образования задумана как будто совсем неплохо. И
тем не менее могу сообщить, что «хотели как лучше, а получилось
как всегда» бывает не только в России. Французское образование (и
я подозреваю, что не только французское) — яркий тому пример.
В
этом учебном году я обнаружил, что среди 50 моих
учеников-первокурсников 8 человек считают, что три шестых (3/6)
равны одной трети (1/3). Подчеркну: это молодые люди, которые
только что сдали «научный БАК», то есть тот, в котором приоритет
отдается математике и физике. Все эксперты, которым я это
рассказывал и которые не имеют опыта преподавания в парижских
университетах, сразу же становятся в тупик. Пытаясь понять, как
такое может быть, они совершают стандартную ошибку: они ищут
ошибочное математическое рассуждение, которое может привести к
подобному результату. На самом деле все намного проще: студентам
это сообщили в школе, а они, как прилежные ученики, запомнили —
вот и все. Я их переучил: на очередном занятии (темой которого
вообще-то была производная функции) сделал небольшое отступление и
сообщил, что 3/6 равно 1/2, а вовсе не 1/3, как считают некоторые
из присутствующих. Реакция была такая: «Да? — Хорошо...». Если бы
я им сообщил, что это равно одной десятой, реакция была бы точно
такой же.
Надо
сказать, что арифметическая операция деления — это, пожалуй, самая
трудная тема для современного французского среднего образования.
Во французской школе операция деления вводится в виде формального
алгоритма деления в столбик, который позволяет из двух чисел
(делимого и делителя) путем строго определенных математических
манипуляций получать третье число (результат деления). Усвоить
этот ужас можно, только проделав массу упражнений. Ученикам
предъявляются шарады в виде уже выполненного деления в столбик, в
котором некоторые цифры опущены, — их надо найти. Естественно,
после всего этого, что бы тебе ни сказали про 3/6, согласишься на
все.
Я
долго не мог понять, как с подобным уровнем знаний молодые люди
сумели сдать БАК, задачи в котором, как правило, составлены на
вполне приличном уровне. Теперь я знаю ответ. Дело в том, что
практически все задачи, предлагаемые на БАКе, можно решить с
помощью хорошего калькулятора, которым пользоваться при сдаче БАКа
совершенно официально разрешено.
Теперь
о том, как собственно учат математике и физике в университете. Что
касается математики, то под этой вывеской в осеннем семестре
изучаются три темы: тригонометрия, производные функций и несколько
интегралов от стандартных функций — в общем, все то, что и так
нужно было знать, чтобы сдать БАК. Но в университете учат все
сначала, чтобы научить, наконец, «по-настоящему».
С
преподаванием физики дела обстоят похоже. Очень кратко: курс
физики в первом семестре в Университете имени Пьера и Марии Кюри
начинается почему-то с линейной оптики, затем два занятия подряд
студенты вынуждены зубрить наизусть огромную таблицу с
размерностями физических величин (как выражается в килограммах,
секундах и метрах гравитационная постоянная — при этом они понятия
не имеют, что такое гравитационная постоянная), затем механика и
почему-то гидродинамика. Почему именно это и в таком порядке? Да,
собственно, какая разница, в каком порядке все это зубрить...
Попробую
предложить отдаленную аналогию всей этой ахинеи для гуманитариев.
Представьте себе, что программа университетского курса под
названием «Русская литература» состоит из следующих разделов: 1.
Творчество А. П. Чехова; 2. Лингвистический анализ произведений
русских и советских писателей XIX и XX веков; 3. «Слово о полку
Игореве»; 4. Творчество А. Платонова. И на этом — все...
Читатель
небось уже измучился в ожидании ответа на давно созревший вопрос:
«Как же такое может быть?!» Ведь Франция — один из мировых лидеров
и в теоретической физике, и в математике, и в высоких
технологиях... И, в конце концов, куда подевалась выдающаяся
французская математическая школа «Бурбаки»? И вообще, при чем тут
ЕГЭ?
Про
«Бурбаки» ответить проще всего. Эта школа продолжает
функционировать, но при этом стала похожей на «черную дыру»: людей
она продолжает в себя «всасывать», но, что там у нее делается
внутри, те, кто находится снаружи, уже не знают. Хотя мощная
математическая традиция «Бурбаки» в французском обществе, конечно
же, осталась. Именно поэтому несчастных детишек здесь так мучают
шарадами про деление в столбик. К примеру, когда нужно было решить
уравнение 5x+3=0, один мой студент исписал целую страницу
рассуждениями про структуру и счетность множества решений такого
типа уравнений, но само уравнение решить так и не смог.
Вся
эта катастрофа в образовании началась не так уж давно, и когда
говорят про умных и образованных людей, то это в действительности
очень тонкий слой общества, состоящий из пожилых и вымирающих
«динозавров». И подпитки этого слоя сейчас просто не происходит
(точнее, она происходит за счет китайцев и прочих там русских).
Во-вторых,
существует и совершенно другая точка зрения на происходящее. Этот
крайне циничный взгляд на современное общество как-то растолковал
мне один мой коллега по университету. Он считает, что все
развивается так, как надо. Дело в том, что современному развитому
обществу нужны только хорошие исполнители. Поэтому вся система
образования должна быть настроена на отбор, выращивание и
дрессировку именно хороших исполнителей, а учить думать молодых
людей совершенно не нужно. Что же касается творческих личностей,
то о них особенно беспокоиться не следует — тот, кто действительно
талантлив, так или иначе все равно пробьется. А для тех, кто идет
в «отходы», существуют метлы для подметания улиц, заводские
конвейеры и т.д. Вы вон в Советском Союзе в свое время
напроизводили миллионы «думающих» инженеров, и что? По части своих
прямых профессиональных обязанностей они, как правило, ни черта
делать не умели, а вместо этого предпочитали размышлять о смысле
жизни, о Достоевском...
Мне
лично подобная точка зрения крайне несимпатична, но это не значит,
что она ошибочна. Хотя в подобной системе никакие таланты никуда
не пробьются (их некому будет учить), и тогда люди очень быстро
разучатся строить Великую пирамиду.
Надеюсь,
понятно, при чем тут ЕГЭ? Когда люди, вместо того, чтобы думать
самим и учить думать своих детей, пытаются все на свете сводить к
алгоритмам и тупым тестам, наступает всеобщее отупение. В моей
молодости экзамены в стиле ЕГЭ проводились только на военной
кафедре, что как раз было вполне оправдано: «приказ начальника —
закон для подчиненного», а думать при этом было противопоказано.
Теперь такой стиль обучения становится всеобщим.
А
нашему министерству единый экзамен нравится.
На
открытии всероссийского августовского интернет-педсовета выступил
министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он заявил, что
эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ)
должен развиваться и стать основной формой проверки знаний
российских школьников. Министр напомнил, что в этом году в
эксперименте по введению ЕГЭ, который является одновременно
выпускным в школе и вступительным в вузе, участвовало 65 субъектов
федерации, включая Москву и Санкт-Петербург. Он считает, что «16
регионов, в которых эксперимент ведется достаточно успешно, уже
могут проводить ЕГЭ в регулярном режиме, остальные должны его
развивать». Впрочем, Андрей Фурсенко признает и другие формы
проверки знаний, например, предметные олимпиады, на которые в 2005
году финансирование будет прописано отдельной строкой в
федеральном бюджете. Министр сообщил, что в 2004 году ЕГЭ сдавали
около 1 млн. абитуриентов, что очень много. Андрей Фурсенко
предложил высказать свое мнение о ЕГЭ на интернет-педсовете не
только ученикам, но и их родителям. Интернет-педсовет продлится до
8 сентября.
"